Блог Паркоматики

Как устроен весогабаритный контроль

Грузовики в России должны соответствовать определенным нормам по массе, габаритам и нагрузке на оси. Перегруз плохо сказывается на состоянии транспортного средства. Его может кренить, а при поворотах есть риск перевернуться. Увеличивается тормозной путь, и автомобиль может спровоцировать аварию. К тому же, из-за слишком большого веса машин постепенно разрушается дорожное полотно и мостовые конструкции. В статье рассказываем, где можно столкнуться с весогабаритным контролем и что будет, если не соблюдать правила.

Как проверяют грузовики

На перевозку грузов, которые превышают нормы, необходимо оформить специальное разрешение. В противном случае водителю и компании-перевозчику грозит штраф. Параметры ТС, а также наличие разрешающих документов проверяются на специальных пунктах. Они бывают трех видов.

Стационарные. Находятся на фиксированных местах. Работает оператор, который осуществляет визуальный, инструментальный и документальный контроль.

Передвижные. Это автомобили-фургоны с измерительным оборудованием. Обычно располагаются на дорогах так, чтобы не мешать транспортному потоку. Проверку так же проводят должностные лица.

Автоматические (АПВГК). Оборудование — весы, датчики, сенсоры, камеры и передатчики — монтируется в дорожное полотно. Параметры измеряются автоматически, когда автомобиль проезжает через рамку. Данные отправляются в единый информационный центр, где автоматически определяется владелец и проверяется наличие разрешения на перевозку больших грузов.

Если нормы превышены, а разрешения при этом нет, на пункте контроля формируется акт результатов измерения. Документ отправляется в Ространснадзор — там и начисляется штраф.

АПВГК появились в стране относительно недавно, но их количество с каждым годом растет. До конца 2030 года на федеральной дорожной сети будут работать уже 417 таких пунктов.

Какие штрафы предусмотрены за нарушение правил

Владельцы грузовых авто массой более 12 тонн должны платить за проезд по федеральным трассам — так они компенсируют ущерб. Движение большегрузов контролируется с помощью системы «Платон», она же взимает оплату. За неоплату проезда грозит штраф. Сервис для управления автопарком и автомобильными платежами «Паркоматика» помогает отслеживать штрафы в системе «Платон» и вовремя их оплачивать с корпоративного счета.

Размеры штрафов зависят от степени превышения допустимой массы или габаритов.

Негабаритный груз — тот, размеры которого превышают 2,55 м в ширину, 4 м в высоту и 12 м в длину. Длина ТС с прицепом и грузом не должна превышать 20 м.

За превышение габаритов до 10 см штрафа не будет. Если значения превышены сильнее, то штраф составит 1-1,5 тыс. руб. для водителя, от 10 до 15 тыс. рублей для должностного лица и от 100 до 150 тыс. для юрлица.

За превышение массы или осевой нагрузки на 10-20%, а габаритов — на 10-20 см, собственник ТС получит штраф в размере 250 тыс. рублей. Если же масса или осевая нагрузка больше допустимых на 50%, а габариты — больше допустимых на 50 см, то штраф для собственника составит 500 тыс. руб.

Что делать с необоснованным штрафом

Бывает так, что во время погрузки все было в порядке, а рамки зафиксировали нарушение. Водители считают, что причина в некорректной работе АПВГК. Они должны соответствовать техническим требованиям и постоянно проверяться на точность.

Штраф, который был выписан по ошибке, можно обжаловать. Такая опция доступна в нескольких случаях.

  • Штраф получил владелец машины, которая была в аренде. Собственнику потребуются документы, которые подтвердят, что он сдал ТС в аренду.
  • Рамка работала некорректно, результаты изменений неверны. Нужно доказать, что груз соответствовал нормам, машина ехала по маршруту, а на других пунктах контроля не выявили нарушений.

Итак, весогабаритный контроль помогает поддерживать безопасность на дорогах. Водители грузовых машин должны либо соблюдать нормы, либо компенсировать ущерб, иначе есть риск получить штраф.
Статьи Инструкции