С 1 сентября 2024 года в России начнут действовать новые правила установки и эксплуатации дорожных камер, утвержденные Минтрансом. Они были согласованы с региональными властями, МВД и представителями бизнеса. Изменения помогут реформировать систему фиксации нарушений на дорогах.
Основные изменения
Отказ от обязательного соответствия ГОСТу. Согласно предыдущей версии правил, все дорожные камеры должны строго соответствовать требованиям ГОСТа — это сильно ограничивало возможности их установки. В новых правилах это условие отменили.
Кроме того, в других версиях документа были прописаны строгие требования к точкам установки камер. В Минтрансе предлагали размещать камеры на аварийно опасных участках дорог, на автоматических пунктах весового и габаритного контроля, на пешеходных переходах и еще в некоторых местах. Но и от этого требования пришлось отказаться из-за опасений о том, что перечень мест слишком узкий и камеры придется отключить на большинстве российских дорог.
Отказ от контроля скорости на динамических табло. В ведомстве также отказались от идеи фиксировать нарушения скоростного режима, указанного на динамических информационных табло. На таких табло обычно указывается временное ограничение скорости, например, при резком ухудшении погодных условий: тумане, снегопаде, гололеде и так далее. Камеры продолжать фиксировать скорость в соответствии с установленными на дороге знаками.
Маркировка автомобилей с камерами. Водители смогут быстрее опознавать автомобили с передвижными камерами благодаря размещенным на них цветографическим схемам и знакам.
Кроме того, в других версиях документа были прописаны строгие требования к точкам установки камер. В Минтрансе предлагали размещать камеры на аварийно опасных участках дорог, на автоматических пунктах весового и габаритного контроля, на пешеходных переходах и еще в некоторых местах. Но и от этого требования пришлось отказаться из-за опасений о том, что перечень мест слишком узкий и камеры придется отключить на большинстве российских дорог.
Отказ от контроля скорости на динамических табло. В ведомстве также отказались от идеи фиксировать нарушения скоростного режима, указанного на динамических информационных табло. На таких табло обычно указывается временное ограничение скорости, например, при резком ухудшении погодных условий: тумане, снегопаде, гололеде и так далее. Камеры продолжать фиксировать скорость в соответствии с установленными на дороге знаками.
Маркировка автомобилей с камерами. Водители смогут быстрее опознавать автомобили с передвижными камерами благодаря размещенным на них цветографическим схемам и знакам.
Немного статистики
В 2023 году количество стационарных комплексов фото- и видеофиксации в России достигло 25,2 тыс., что на 9,8% больше по сравнению с предыдущим годом. Число передвижных комплексов сократилось до 3,1 тысячи, что на 1,2% меньше, чем годом ранее. Количество камер, установленных на автомобилях ГИБДД и специализированном транспорте увеличилось до 900 единиц. Это на 6,3% больше, чем в 2022 году.
По данным МВД, в тоже 2023 году автомобилисты чаще всего получали штрафы за такие нарушения, как превышение скорости, несоблюдение требований дорожных знаков и разметки, нарушение правил использования ремней безопасности, проезд на красный свет или неостановка перед стоп-линией и другие.
Как быстро узнавать о штрафах
В другой статье мы рассказывали, где и как юрлица могут узнавать о штрафах автопарка. Один из способов — подключить сервис для управления автопарком и автомобильными платежами «Паркоматика». На платформе собирается информация о штрафах от всех организаций, включая ГИБДД, МАДИ и АМПП. В личном кабинете пользователи могут просмотреть все детали нарушений и оплатить штраф с единого корпоративного счета.
Функцию проверки штрафов в «Паркоматике» сейчас можно протестировать бесплатно.